Депортация карачаевского народа Сочинение 2020 год

Всякое пережитое страдание, осмысленное и прошедшее через душу народа, превращается в его духовный опыт. Карачаевцам хотели дать почувствовать их малость, за сутки, лишив Родины. Но они выстояли, сберегли язык, обычаи, свою культуру, живую душу Карачая.

Скачать:

Вложение Размер
deportatsiya_karachaevskogo_naroda.docx 26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Всякое пережитое страдание, осмысленное и прошедшее через душу народа, превращается в его духовный опыт. Карачаевцам хотели дать почувствовать их малость, за сутки, лишив Родины. Но они выстояли, сберегли язык, обычаи, свою культуру, живую душу Карачая. Рассеянные, словно камни разрушенного храма, они стали вновь собираться в единое целое — в нацию, ибо храм народного духа помогает человеку обрести себя.

М.А.Суслов непосредственно контролировавший операцию, в последствии, приветствуя выселение ни в чём неповинного народа заявлял: «Мы выжили карачаевцев из горных ущелий, теперь нам надо выжить оттуда их дух». На этом скорбном пути карачаевцы многое потеряли, но сохранили веру в жизнь, и дух не покинул их. Этот особенный дух, присущий карачаевскому народу, как и каждому другому народу на Земле, и движет ими на пути к возрождению.
Насильственное переселение народа — депортация, для истории ненова; первым «рассеивателем» можно считать вавилонского царя Навуходоносора второго, а первыми спецпереселенцами — иудеев. Через 2500 лет И.В.Сталин повторил эксперимент Навуходоносора, только в таких масштабах, которые и не снились первому. Депортация целых народов превратилась на закате сталинской эры в инструмент национальной политики, и это было одним из важнейших симптомов и свидетельств глубокого политического и нравственного кризиса, переживаемого советским государством. Никакой военной необходимостью эта бесчеловечная акция не вызывалась.

В первые же месяцы войны 15 тыс. 600чел., т.е. каждый 5-ый карачаевец, практически всё взрослое мужское население, было призвано в ряды Красной Армии. Кроме того, на строительство оборонительных рубежей было мобилизовано около 2 тыс. женщин и мужчин. В июне 1943г., после освобождения Карачая от фашистских оккупантов, в своём обращении к трудящимся Карачая Ставропольский крайком партии отмечал, что рука об руку с великим русским народом сражаются и сыны Советского Карачая: Отважные горцы не щадят своих жизней в ожесточённых битвах. Народы Карачая широко поддержали и призыв о помощи фронту. К 1 января 1942г. трудящиеся собрали и отправили для Красной Армии свыше 6 вагонов коллективных и индивидуальных подарков и 70 тыс. тёплых вещей.
С 12 августа 1942г. по 18 января 1943г. территория КАО была оккупирована фашистскими войсками. За 5,5 месяцев фашисты расстреляли тысячи граждан, уничтожили и вывезли 150тыс. голов скота.

В то время, когда карачаевский народ отдавал все силы на восстановление разрушенного хозяйства области, в кабинетах ведомства Л.П.Берии готовился развёрнутый план депортации народов. Под видом «отдыха» в карачаевских селениях были расквартированы войска НКВД, которые тайно собирали информацию о народе. Приостановился и призыв в армию карачаевцев. 12 августа 1943г. Ставропольский краевой комитет партии и крайисполком принимают постановление «О фактах политической беспечности в отношении лиц, активно сотрудничавших с немцами в период оккупации края». Это постановление усилило процесс выявления «новых изменщиков родины», активизировало работу карательных органов.
В высших эшелонах власти готовились законодательные акты о выселении и расселении народов Северного Кавказа на новых местах. Ещё до официального Указа о выселении карачаевцев в Казахской и Киргизской ССР шла активная подготовка к приёму переселенцев на новых местах. Так,9 октября 1943г. ЦК и Совнарком Казахской ССР обязал Джамбульский обком и облисполком подготовиться к приёму, размещению и трудоустройству спецпереселенцев из Северного Кавказа. Для оказания «практической помощи спецпереселенцам» был командирован уполномоченный НКВД Попов. Таким образом, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 октября 1943г. о выселении карачаевцев подводил черту под всей подготовительной работой. А сам Указ являлся лишь формальным юридическим актом, давшим возможность 2 ноября 1943г. выселить весь карачаевский народ в Казахстан и Среднюю Азию.

Ведомство Л.П.Берии сгущало даже незначительные события в Карачае, чтобы подвести обоснование своим уже давно разработанным планам, или просто выдумывало обвинения против карачаевского народа. Главными из них являлись лживые обвинения о якобы пленении карачаевцами 530 красноармейцев до прихода немцев и их расстрел, а так же соучастие в убийстве больных детей в Нижней Теберде, и о формировании карачаевцами 65 банд. «Установить количество действовавших банд не представилось возможным», отмечалось в документе бывшего КГБ СССР. В официальном ответе зам. Прокуратуры РСФСР отмечается то, что на территории КАО действовали единичные банды количеством 5-6 человек. КГБ СССР, в свою очередь, также опроверг ложные обвинения, выдвигавшиеся против карачаевского народа. В официальном ответе КГБ СССР на запрос народного депутата СССР И. Хачирова отмечается, что «в ходе проведённого дополнительного расследования не нашли подтверждения данные об убийстве детей и воспитателей в районе аула Н.-Теберда. Не нашёл также подтверждения факт расстрела красноармейцев в ауле Учкулан».

Несмотря на неизмеримые потери, карачаевский народ выстоял и выжил. Все мы живём с вами в одном доме на родной и близкой планете Земля, согреты лучами одного щедрого для каждого Солнца и забываем об этом; враждуем, уничтожаем, унижаем, друг друга, тогда как только благодаря любви происходит сближение душ. Любовь — единственный путь к объединению всех индивидов, обществ и народов в одно целое. Пора осознать, что прогресс невозможен без решения наболевших национальных вопросов, что именно национальный фактор предопределяет всестороннее развитие человечества не только в нашей стране, но в мировом — на всей планете Земля

Выжить и вернуться после депортации карачаевцам помогло единство и любовь к малой Родине, считает зампредседателя Карачай Алан Халк» Сулайман Боташев

Годы 14-летней ссылки явились тяжелейшим периодом истории карачаевского народа. Жертвой сталинского режима стал весь народ, и вернуться на родину сумела лишь его половина. В преддверии 2 ноября — трагической даты выселения карачаевского народа в Казахстан и Среднюю Азию редакция РИА Карачаево-Черкесия поинтересовалась подробностями событий тех лет у человека, посвятившего возрождению народа жизнь, непосредственного участника ссылки первого заместителя Карачаево-Черкесской общественной организации «Карачай Алан Халк» Сулаймана Боташева.

— Сулайман Даудович, ответьте на главный вопрос. Что явилось причиной выселения целого народа и расселения его в Казахстане и Средней Азии? Почему такое произошло?

— Второе ноября для нашего народа – это День траура, так называемый — черный ноябрь. Как отмечают историки в соответствии с опубликованными данными, уже в 1940 году была разработана карта Кавказа, где территория Къарачая обозначалась как Грузия, а столица – Микоян-шахар, ныне город Карачаевск, уже именовалась городом Клухори. То есть это еще за три года до выселения. После самого Постановления о выселении карачаевского народа из родных мест в Среднюю Азию и Казахстан, изданного Указом Президиума Верховного Совета СССР, прошло 20 дней, как людей начали высылать. Конечно, этот план вынашивался Лаврентием Берия и Иосифом Сталиным в целях расширения Грузии за счет настоящей территории Къарачая, Балкарии, Чечни и ряда других регионов. Замысел этот они реализовали в период Великой Отечественной войны.

Тогда была развернута партизанская война, когда немцы приезжали сюда. Всем партизанским движением руководил первый секретарь Ставропольского крайкома Михаил Суслов. Естественно, здесь на территории Северного Кавказа партизанское движение провалилось, и в этом кого-то надо было обвинить. Суслову выпала такая удачная возможность — ситуация, которую ждали Берия и Сталин — выставить виновными целые народы, затем выслать их, а территорию передать Грузии.

Это им удалось. Второго ноября 1943 года рано утром, около 4 часов, в каждый дом, где проживала карачаевская семья, начали стучать солдаты и объявлять, что в течение двух часов они должны быть высланы из территории Къарачая.

-Так люди были предупреждены за два часа до выселения?

-Нет. Они были предупреждены в момент выселения. Постучались утром и сказали: вы выселяетесь. Солдаты обычно проживали на территории Къарачая как на базе отдыха. То есть карачаевцы думали, что они в очередной раз отдыхают перед боевыми действиями, тогда как солдаты готовились к выселению народа.

Надо отметить, что в августе, за два месяца до этого Сталин, как верховный главнокомандующий, прислал телеграмму, в которой благодарил карачаевский народ за оказание помощи фронту. На тот момент народ направил на фронт теплых вещей, шуб, полушубков, носков и прочего более чем на миллион рублей. Они построили на свои средства танки, за свои средства направили на фронт целую эскадрилью. А уже через два месяца их выслали.

— А были ли среди людей какие-либо подозрения относительно возможности выселения народа?

— Эта новость упала прямо с неба, неожиданно как удар грома. Солдаты строжайшим образом были предупреждены о неразглашении выселения народа. А если какие-то где-то высказывания и проскальзывали, то люди в это не верили, потому что этот народ направил на фронт 17 тысяч сыновей. Из одного поселка Терезе только лишь 10 семей отправили воевать почти 60 молодых людей, каждая — по четверо, шестеро сыновей. Не было семьи, мужчины которых не были бы на фронте, поэтому такая мысль казалась совершенно абсурдной. Во время выселения они даже показывали фотографии воевавших за страну сыновей, читали их письма, но никто их слышать не хотел. Потому что приказ. Их выслали в одночасье, часть повезли на железнодорожную станцию в Джегуте, часть — в Кисловодск, откуда отправили на товарных вагонах.

— Эти вагоны, непредназначенные для перевозки людей, были ли хоть как-то приспособлены?

— Дорога стала для народа одним из тяжелейших этапов в годы депортации. Как долго они были в пути?

— Дорога занимала порядка 20 дней, остановки осуществлялись только единожды в сутки для подачи питания — некой похлебки. Ну и также, конечно, для изымания трупов из вагонов, которые оставляли там же у железнодорожного полотна. Когда переезжали реку Волгу, кидали в нее. Таким образом, по приезду в Среднюю Азию погибло уже порядка 9-10 тысяч человек, многие остались не похороненными. Дорога оказалось слишком тяжелым испытанием для больных и пожилых людей, а также для детей.

— По завершению данного этапа, начался второй наисложнейший период – приезд и выживание на новой территории, непригодной для житья. Расскажите, Сулайман Даудович, про жизнь, которую они начали практически с нуля.

Согласно установке, расселение народа было проведено с целью его ассимиляции, уничтожения как этноса. То есть, народ должен забыть свой язык, культуру, традиции и обычаи. Так словно народа Къарачая не было и нет. Это было очевидно даже из того факта, когда в 1952 году вышел первый энциклопедический словарь народов, карачаевского народа как такового этноса в нем указано не было.

— Говоря о родственниках, при расселении по разным населенным пунктам, оставляли ли друг с другом родных и близких?

— Нет, разделяли. Карачаевцев расселили более чем на 500 населенных пунктов Северного Казахстана и Средней Азии. Разделяли всех, даже родителей между собой. Одни попадали в Казахстан, другие в Киргизию. Где друг друга искать? как искать? Люди могли найти друг друга только спустя год, полтора после выселения, при условии, что остались живы.

— Ситуация была крайне тяжелая. А могли ли люди перемещаться из района в район, населенного пункта в другой населенный пункт?

В соответствии с приказом коменданта, перемещение каралось законом и за него привлекали к ответственности. Передвижение без ведома коменданта каралось каторгой, лишением свободы, направлением на рудники и так далее, при этом не учитывалось женщина-то была или мужчина, или вовсе подросток. Выезжать было невозможно, даже если ребенок был болен и нужно ехать за медицинской помощью в областной центр. Более того, карачаевцы были лишены всяких гражданских прав. Ни права голоса, ни получения нормального образования, ни работы по специальности. Нашим правом было только выполнение воли коменданта. То есть фактически это была тюрьма, словно вольное поселение с запретом «покидать лагерь».

— Хоть какую-то медицинскую помощь можно было получить?

— Были ли случаи, когда коменданты предпочитали человеческие принципы установленному порядку и шли навстречу людям?

— Естественно, многое зависело от личностных человеческих качеств. Были коменданты, которые не публично, но оказывали поддержку, особенно семьям, где были фронтовики, где были понимающие и говорящие на русском языке.

— Расскажите, Сулайман Даудович, чем занимался народ в это нелегкое время, в годы ссылки?

— На новой земле карачаевский народ отличился своим трудолюбием, трудовыми подвигами. Более 30 карачаевцев получили ордена Ленина – высшую награду страны, тогда как удостоиться награды представителю депортированного народа было крайне сложно. Наши женщины Патья Шидакова, Нузула Кубанова, Тамара Абдулаева получили звания Героев социалистического труда. Даже при современном технологическом и техническом прогрессе рекорд Патьи Шидаковой не побит. Она собирала тысячи тонн свеклы с гектара, вы представляете, какой это труд? И другим нашим карачаевцам они выдавали награды по необходимости, поскольку не было оснований отказать.

Естественно, постепенно и сам народ, казахи и киргизы начали понимать, что карачаевцы – люди трудолюбивые, правильные, ничего преступного не совершают, только и делают, что трудятся. Гораздо легче стало, когда они поняли, что мы той же религии, что язык у нас схожий. Впоследствии, они восприняли нас как близкий народ, всячески нам помогали, поддерживали.

А что касается последних лет то, когда мы уезжали обратно на историческую родину, не хотели нас отпускать, плакали и упрашивали остаться. Некоторые карачаевские семьи так и остались там и живут по сей день.

— Сулайман Даудович, вы сами являетесь непосредственным участником ссылки, длинною в 14 лет. Что вы помните?

— Да, я родился и окончил первый класс там. Я все хорошо помню. Помню как к нам приходили с проверкой, помню смерть Сталина. К этому времени не было уже ни отца, ни сестры. Многие люди плакали, но не из-за его смерти, они плакали от мысли, что случись это раньше, весь народ бы избежал этих мук и страданий. Но, благо, виноватых история уже осудила. Первое осуждение сделал первый секретарь ЦК КПСС Виктор Сергеевич Хрущев, когда признал депортацию народа незаконной, преступной. Второе осуждение было озвучено первым Президентом Российской Федерации Борисом Ельциным, когда он на весь мир заявил, что действия того режима были преступными, депортация народов была незаконна и во всеуслышание извинился за те потери.

— Огромное количество людей не вернулось, они погибли там. Но народ сумел сохранить язык, традиции, обычаи, сумел вернуться живым. В чем секрет, на ваш взгляд?

— Благодаря единству народа, любви к своей малой родине. Они выстаивали намазы и просили у Всевышнего возвращения домой. И ради этого делали все: трудились, не покладая рук, продолжали танцевать свои танцы, петь свои песни, учить свой язык. С большим трепетом сохранять обычаи и традиции: уважение к страшим, женщинам, детям. Они хотели вернуться на Родину, стремились снова встретить друг друга.

— Значит, была в сердцах у людей надежда на возвращение? А формулировка при выселении была «навечно»?

— Надежда была всегда. Уже в 1954 году представители карачаевского народа в Москве обивали пороги Кремля с целью добиться возвращения народа на родину. Также вторая большая делегация от народа поехала в 1956 году. Но на прием к Хрущеву попала только третья делегация. Он принял их доброжелательно, беседовал с ними около часа, после чего поддержал их инициативу и только спросил: хочет ли сам народ вернуться? Для объективной оценки ситуации и подробного анализа, в Казахстан выехала специальная комиссия из Москвы. Естественно, они пообщались непосредственно с самим народом, убедились в их желании вернуться, несмотря на то, что местные жители им рады и упрашивают остаться.

— Радостный, но тяжелый период — этап возвращения домой после 14-летней ссылки. Каково было заново обживать покинутые земли?

— Я отлично помню тот день, когда мы сели в поезд, который нас вез домой. Помню дорогу, помню по пути Сталинград в руинах. Тут, на станции в Джегуте нас встретили русские в казачьих формах, карачаевцы, которые прибыли сюда заранее с целью удобнее обустроить нас. Государством были выделены огромные средства в соответствии с Постановлением Правительства на обустройство вновь прибывшего карачаевского народа, в том числе строительства жилья, социальной инфраструктуры. Но на тот момент Карачаевская и Черкесская области объединились в единую автономную область в составе Ставропольского края, и эти средства были распределены по всем районам.

— Зачастую земли были уже заняты другими людьми, как решался этот вопрос?

— Повсеместно, в большей части Малокарачаевского, Зеленчукского, Урупского районов уже жили люди, а именно мегрелы, сваны, кумыки. Эти дома заново выкупались карачаевцами, хотя они должны были вернуть это имущество по закону. Те, у кого не было финансовой возможности выкупить дом, пытались строиться самостоятельно.

Первые два года жили тяжело. В частности, наша семья около недели проживала в сельском клубе нынешнего Кызыл-Урупа, затем мы наряду с другими пятью, шестью семьями поселились в сарае для скота, который предварительно вычистили. Параллельно общими усилиями делали временные домики из самана, плетенки. Государством выделялась ссуда, и народ начал перестраивать времянки на нормальные дома. Благодаря трудолюбию и сплоченности народ снова выжил. Карачаевцы были дружелюбны, демонстрировали братское отношение и многие ценили это, дружили с ними, помогали. Всегда в этом контексте хочется особо отметить и поблагодарить ногайский народ, который радужно встречал нас по возвращению, хочется поблагодарить жителей Усть-Джегуты, станицы Преградненской, всех, кто, понимал нас, сочувствовал нам и радовался с нами.

— Вместе с тем, многие карачаевцы остались в Казахстане, Азии. На ваш взгляд, что явилось причиной их невозвращения на родину. Они боялись новой жизни или же их устраивали условия проживания там?

— Сегодня в Казахстане проживает небольшое количество карачаевцев, порядка 5-7 тысяч человек. Многие оставались потому, что уже сумели достаточно стабильно устроиться, многие остались из-за отсутствия физической способности осилить дорогу. Наша семья оставила все и уехала. Я после неоднократно встречался с оставшимися там, многие хотели бы вернуться и сейчас на родину, но их уже связывают смешанные браки, работа, имущество, семьи.

— Сулайман Даудович, напомните, нам количественные показатели. Сколько всего людей было депортировано и сколько выжило?

— Депортированными обозначены 78 тысяч человек, хотя по нашим источникам это более 80 тысяч. Но из этого количества выжило около 43 тысяч человек, остальные погибли, большинство в первый год переселения. Это при условии, что мы не берем в расчет 9 тысяч карачаевцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Вот так дорого нам обошлись преступные действия сталинского режима.

Более того, негативное отношение к карачаевскому народу продолжалось и после возвращения. Если люди занимались вязанием и пытались на этом заработать, то им запрещали продавать свою продукцию. Если строили большие дома, поскольку тогда семьи были многодетные, по 7-9 человек в каждой, устраивали постоянные проверки.

Помимо этого, всякое противоправное действие карачаевцев воспринималось как национализм, негативный факт, вредящий строительству социализма. В соответствии с Постановлением обкома КПСС лиц карачаевской национальностей ограничивали на прием на работу, обучение, в карьерном росте. После 1966 года 5-6 карачаевцев были приставлены к получению звания Героев социалистического труда, однако, получить им награду не позволило вышеуказанное Постановление. Это давление продолжалось вплоть до 80 годов, до Горбачевского Постановления о демократии.

В народе появилось общественное движение «Джамагъат», нацеленное на восстановление и реабилитацию прав карачаевского народа. Те статьи, которые были напечатаны ранее, обвиняющие карачаевский народ во всех грехах были подняты на обсуждение историками, экспертами, общественниками, силовиками. В результате чего, Правительством страны было установлено, что карачаевцы тех преступлений, о которых постоянно говорилось, не совершали, ни одного документального подтверждения этому не оказалось.

На сегодняшний день нашей организацией ведется активная работа, направленная на сохранение мира, стабильности, братских отношений между народами. Из 33 населенных пунктов, откуда были выселены карачаевцы, семи уже нет, поскольку люди там уже не живут. В этих местах мы установили памятники, чтобы люди, особенно, подрастающее поколение, всегда помнили о событиях тех лет. Однако, справедливо будет отметить, что когда нами был проведен конкурс на знание своей истории между школьниками и студентами, во всех восьми номинациях молодежь изумила нас своими знаниями. Это не может не радовать.

Кроме того, нами направлено обращение руководству страны по выполнению резолюции первой международной конференции, посвященной 70-летию депортации карачаевского народа. В соответствии с ней, регионам, где компактно проживает репрессированный народ, будет оказано содействие в экономическом развитии.

Несмотря ни на что, наш народ не отчаивается, продолжает работать, учиться, развиваться и уже сегодня является одним из субъектообразующих народов Карачаево-Черкесии. У нас в республике нет проблем в межнациональных взаимоотношениях.

Главным образом, этому способствует политика, проводимая настоящим руководством Российской Федерации, а также толерантная и прозрачная деятельность нынешнего руководства республики. Именно благодаря нашим совместным усилиям наша Карачаево-Черкесия является самым стабильным регионом Северного Кавказа.

Конспект классного часа Горы молчат, но помнят (о депортации карачаевцев)

Автор публикации: Габитова И.А.

МКОУ «Лицей №1 г. Усть –Джегуты им. А.М.Тебуева»

«Горы молчат, но помнят»

Провела классный руководитель

7Г класса Габитова И.А.

ТЕМА: «Горы молчат, но помнят».

Цель: 1) развитие интереса к истории родной республики;

2) воспитать чувство гордости за свой маленький народ;

3) привитие любви к своей малой Родине, уважение к старшему поколению.

Оборудование: ТСО – мультимедийный проектор, презентация, фильм «Холод».

На экране эпиграф:

Вспомнить, волчицей завыть

Мёртвых в земле будить.

Перья напрасно сточить –

Что рассказать, сочинить?

Слушай живой рассказ-

Мало осталось нас.

В сердце всю скорбь вбери,

Но обо мне напиши.

Только пиши, хоть плачь.

Дата – жестокий палач. (Н. Бадмаева)

Учитель: Дорогие ребята, уважаемые гости и учителя, наше мероприятие посвящается героическому карачаевскому народу, вынесшему страшные годы депортации.

«Черный день в истории народа» — так называют дату 2 ноября карачаевцы. Тех людей, которые испытали ужасы переселения осталось не так много, но и молодое поколение, знающее от своих отцов и дедов о пережитой несправедливости никогда не забудет о тяжелых годах департации.

2 ноября 1943 года стал роковым в истории карачаевского народа. В этот день на долгие 14 лет тысячи карачаевских семей были лишены родины, крыши над головой. По ложному обвинению в сотрудничестве с фашистской Германией около 70 тысяч карачаевцев были высланы в Казахстан и Среднюю Азию. Они были первым репрессированным народом Северного Кавказа.

Еще 12 октября 1943 года Президиум Верховного Совета СССР принял секретный Указ «О ликвидации Карачаевской автономной области и административном устройстве ее территории». «Всех карачаевцев, проживающих на территории области» — отмечалось в Указе, — «переселить в другие районы СССР, а Карачаевскую автономную область ликвидировать, землю передать Грузии».

1чтец:

Черноусый Карачаю кровь попил,

Светлый день наш в ночь он быстро превратил…..

Горе и напасти навалились через край,

Головы не поднимает Карачай.

Из домов нас выгнали, нет омов теперь.

Из селений выгнали, нет и сёл теперь.

2 чтец:

Жизнь не жизнь у нас – пылающий огонь.

День не день у нас – под пулей вечный гон.

Ты улыбок здесь не встретишь невзначай,

Головы не поднимает Карачай.

Веру отобрали, веры нет теперь.

Родину отняли, нет её теперь.

Ведущий:

Обвинения карачаевского народа, содержащиеся в данном Указе, а также в различных документах Правительства СССР, как показала проверка Прокуратуры и комитета госбезопасности в конце 80-х и 90-х годов XX века — беспочвенны и представляют собой грубую фальсификацию подлинного положения дел. Но, время сделало свое жестокое дело, в результате 14 — летних скитании карачаевцев в степях Средней Азии и Казахстана более 43 тысяч человеческих жизней было потеряно, в том числе 22 тысячи детей.

Просмотр отрывка из кинофильма «Холод» О.В.Гнаутова.

1 чтец:

Ой, горы Кавказские

Крепостью высились вы во все времена.

С нами плачьте сегодня,

Сегодня нам суждено расстаться.

Путь наш в неизвестную даль

Далеко от древней нашей земли.

Что плакать о могилах предков-

Они счастливее нас, живых.

2 чтец:

А нас огромные грузовики

Увозят в неизвестность

Последний раз осталось взглянуть

На родные Кавказские горы.

Солдаты в черных шинелях

Ушли те, кто навещал их

За один только год

Вымерли все старики

На казахской земле.

Рассказ очевидца депортации:

В местах поселения был установлен комендантский режим, запрещалось навещать своих родственников, выходить за пределы территории на которой проживать без специальных пропусков, любое мелкое нарушение рассматривалось как побег и каралось в уголовном порядке. О том, что спецпереселенцы были лишены прав избираться депутатами, работать на руководящих должностях, служить в армии, учиться в высших и средних специальных заведениях и говорить нечего.

Непривычный климат, холод и голод, отсутствие оказались губительными для горцев. По официальным данным, только за один 1944 год они потеряли 23,7 процентов людей.

А в это время, каждый пятый представитель карачаевского народа самоотверженно сражался на фронтах Великой Отечественной войны.

Учитель: Известно, что до 1943 года более 20 карачаевцев были представлены к званию Героя Советского Союза. Однако многие из них не получили высоких наград из-за принадлежности к карачаевском народу. В военное время только одному Харуну Богатыреву было присвоено звание Героя Советского Союза. Значительно позже, в 60-е годы, по настойчивому ходатайству руководства Белоруссии Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание героя Советского Союза Осману Касаеву. Лишь в годы перестройки была восстановлена историческая справедливость. Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина высокое звание Героя Российской Федерации было присвоено: Дугербию Узденову, Хамзату Бадахову, Магомету Гербекову, Джанибеку Голаеву, Абдулле Ижаеву, Солтан-Хамиту Биджиеву, Юнусу Каракетову, Кичибатыру Хаиркизову, Харуну Чочуеву.

Ведущий 1 (на фоне музыки).

Ведущий 2:

Историческая справка:

С большим патриотизмом карачаевцы отправляли на фронт лошадей, хлеб, мясо, теплую одежду, вязанную шерстяную одежду. Только за 1941 год для нужд Красной Армии было направлено шесть вагонов подарков, 70 тыс. теплых вещей. Один лишь Малокарачаевский район собрал и сдал в банк 1 миллион рублей на строительство двух эскадрилий боевых самолетов «Колхозник Карачая» и «Красный Карачай», за что получили правительственную телеграмму Верховного главнокомандующего следующего содержания: « Карачаевская автономная область, секретарю Малокарачаевского района ВКП(б) тов. Хаджиеву. Передайте колхозникам и колхозницам Малокарачаевского района, собравшим 1 миллион рублей на строительство боевых самолетов «Колхозник Карачая», мой братский привет и благодарность Красной Армии.» И.В.Сталин.

Ведущий1:

А в тяжелые дни блокады Ленинграда в 1942 году труженики района собрали защитникам города 22 центнера мяса, 130 центнера кукурузы, 13тыс. рублей. Эти примеры были приведены только с одного района.

Ученик 1:

Тысячи карачаевцев награждаются орденами и медалями СССР, двое удостоенные звания Героя Советского Союза. Это были:

Харун Богатырёв — полковник командир танковой бригады, одной из первых форсировавших Днепр.

Осман Касаев — легендарный капитан. В Белоруссии создал и командовал партизанским полком, на Могилевщине его полк разрушил 27 гарнизонов врага, уничтожил до 4 тысяч фашистов, провёл более 1000 других крупных операций и диверсий, 34 эшелона врага, 379 вагонов было пущено под откос.

Если сравнить с численностью населения в бывшем Советском Союзе, то карачаевцы занимают I место по численности героев в бывшем Советском Союзе, где проживало около 250. мл.чл. в годы ВОВ, только 3 семьи дали по 2 героя Советского Союза, одна семья сейчас живет в Израиле, другая из Украины, а третья семья Карачаевцы – Хаиркизовы из Верхней Мары.

Ученик 2: За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко – фашистскими захватчиками в Великой Отечественной Войне к званию героя были представлены 41 – воин карачаевцев и только в 1990 г. указом Президента Р. Ф. Ельцина присвоено звание героя России:

Ведущий 1: Не могут никого оставить равнодушным примеры, приведенные исследователем истории карачаевского народа

Солтана Чорнаевича Алиева :

2 ноября 1943 года карачаевка командир кавалерий­ского взвода старшина Халимат Эбзеева форсировала Днепр, а её семья, как предатели, на станции Баталпашинская под усиленным конвоем отправлялась на высылку.

2 ноября 1942 года в г. Кисловодске немецкое гестапо расстреляло отважную карачаевскую партизанку Залихат Эркенову .

Перед смертью она написала письмо своей матери, в котором были такие строки: «Дорогая мамочка, меня скоро расстреляют, но не плачьте, за меня отомстит Красная Армия, а мою дочь воспитает Советская власть» .

Однако спустя ровно год её дочь Зарему выслали в Среднюю Азию, несмотря на то, что её мать отдала жизнь за Советскую власть, а отец офицер Юнус Урусов героически сражался на ленинградском фронте.

Ведущий 2:

3 ноября 1943 года командир пулеметного отделе­ния 125 полка морской пехоты сержант Хызыр Хачиров повторил подвиг Александра Матросова, а его семья, обвиняемая в предательстве, на станции Невинномысской под дулами автоматов следовала на высылку.

Много несчастных случаев произошло в пути следования от населённых пунктов до эшелонов.

Так, например, на крутых поворотах Эльтаркачской и Кичи-Балыкской дорог из машин падали дети и, несмотря на плач матерей, машины не останав­ливали.

Ведущий 1:

Как понять горе Лепшоковых, переживших гибель трех сыновей; Байрамукова Лакмана, потерявшего четырех сыновей; ИжаеваУмара, в дом которого пришло шесть похоронок на шестерых сыновей. Человеческое сердце! Сколько ты можешь пережить?!

Однако, находясь даже в ссылке, карачаевцы упорно трудились во имя победы над врагом, а потом восстанавливали народное хозяйство. Многие представители карачаевского народа стали стахановцами по выращиванию сахарной свеклы. Их труд высоко оценивало правительство.

16 мая 1948 года были награждены несколько карачаевок из Меркенского свекловодческого совхоза.

Нузуле Кубановой и Патии Шидаковой было присвоено звание Героя Социалистического Труда;

Маруа Шаманова, Фатима Умарова и Марьям Хапаева получили ордена Ленина.

Нанак Кубанова, Байдымат Кубанова, звеньевые Джанымхан Гаджаева и Гокка Суюнчева – ордена трудового Красного Знамени.

Ведущий2:

Немало передовых свекловодов – карачаевцев участвовало в республиканских и всесоюзных выставках. Среди них были и подростки: Ортабаева Римма, Роберт и БилялХалиловы – за получение высоких урожаев

сахарной свеклы на пришкольном участке, участвовали во всесоюзной с/х выставке. Ортабаева трижды принимала участие в республиканских выставках и была награждена золотой и двумя серебряными медалями.

Карачаевцы трудились и на хлопковых полях, выращивали хлопок в узбекских и казахстанских совхозах .

Руководители бригад и передовые рабочие Дуа Байрамукова, Далхат Саркитов, Джагафат Кубеков, Мухтар Кубеков и многие другие были награждены Малой золотой и серебряными медалями ВСХВ.

Ведущий 1:

Наступил долгожданный 1957 год – особенно важный в судьбе карачаевского народа. Ни одному из депортированных народов не было обращение с просьбой остаться в Казахстане, только карачаевцам за их огромный вклад в развитие Казахской республики.

Восторжествовала справедливость – была создана объединённая Карачаево-Черкесская автономная область.

Песня «Турнала» .

Чтец 1:

В иных краях, заброшенной судьбою,

Я странствовал от Родины вдали,

Но я всегда носил тебя с собою,

О горсть, моей родной земли!

Как сердце матери, своим теплом ты грела,

И я искал настойчиво и смело

Дороги, что на Родину вели

Ты жизнь мою и честь в пути хранила

О горсть моей родной земли!

Учитель; Несмотря на неизмеримые потери, карачаевский народ выстоял и выжил. Все мы живём с вами в одном доме на родной и близкой планете Земля, согреты лучами одного щедрого для каждого Солнца и забываем об этом; враждуем, уничтожаем, унижаем, друг друга, тогда как только благодаря любви происходит сближение душ. Любовь — единственный путь к объединению всех индивидов, обществ и народов в одно целое. Пора осознать, что прогресс невозможен без решения наболевших национальных вопросов, что именно национальный фактор предопределяет всестороннее развитие человечества не только в нашей стране, но в мировом — на всей планете Земля – масштабе.

Роберт Катчиев, песня «Тюеле»

Карачаевцы: объединенные трагедией

В Карачаево-Черкесии с 30 апреля по 3 мая прошли мероприятия, посвященные 57-й годовщине возвращения карачаевцев на родину из мест депортации. В республике были организованы автопробеги, митинги, собрания. В селе Учкекен Малокарачаевского района 2 мая был открыт монумент, увековечивший память жертв депортации карачаевского народа.

14 лет ссылки, 43 тысячи погибших стариков, женщин и детей

Большая часть репрессированных, а это 43 тысячи человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли по дороге в местах переселения от голода, холода и болезней. Ссылка продолжалась 14 лет и завершилась в 1957 году. Первый эшелон прибыл на родину 3 мая. Поэтому эта дата объявлена в республике Днем возрождения карачаевского народа.

Большая часть репрессированных, а это 43 тысячи человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли по дороге от голода, холода и болезней

Руслан Хабов: народ в одночасье был лишен родины

Председатель общественной организации «Къарачай алан халкъ» Руслан Хабов – фото пресс-службы главы и правительства КЧР

Беззаконием в отношении карачаевского и других народов назвал депортацию председатель общественной организации «Къарачай алан халкъ» Руслан Хабов.

«Народ, каждый пятый представитель которого с оружием в руках сражался против жестокого врага, в одночасье был лишен родины, обжитых мест, всего имущества и депортирован в холодные и голодные степи Средней Азии и Казахстана», – отметил он, выступая на торжественном собрании в Черкесске 3 мая.

По его словам, ставшие жертвами сталинского режима карачаевцы навсегда сохранят в сердцах глубокие чувства искренней благодарности и признательности народам Средней Азии и Казахстана за душевную теплоту, всемерную помощь и поддержку переселенцам в страшные годы ссылки.

Руслан Хабов подчеркнул, что тяжелые годы жизни в изгнании не сломили мужество и стойкость карачаевского народа. «Осознавая необходимость помощи фронту, несмотря на жесточайший режим спецпоселения, карачаевцы продолжали вносить свой вклад в победу над фашизмом, в восстановление народного хозяйства», – добавил он.

В то же время, по его словам, все 14 лет изгнания карачаевский народ не терял надежды на возвращение на Родину. 16 июля 1956 года был издан указ Президиума Верховного совета СССР, который отменил режим спецпоселений. «На Родину возвращался народ, не только понесший потери на чужой земле, но и окрепший и закалившийся», – подчеркнул председатель общественной организации «Къарачай алан халкъ».

Ахмад Бостанов: людей гнали между рельсами, того, кто падал, расстреливали

Житель Черкесска Ахмад Бостанов (фото с его страницы в ФБ)

Народ, не помнящий прошлого, будущего не имеет, считает житель Черкесска Ахмад Бостанов.

«Я до 3-го класса учился в селе Маловодном Сукулукского района Киргизской АССР. Там все помнят о трагедии, случившейся с карачаевцами», – рассказывает он.

​«Народ, не помнящий прошлого, будущего не имеет»

«Мы разговаривали с отцом о той трагедии. Прогуливаясь по полю между Маловодным и Фрунзе, он показывал мне железную дорогу. Он рассказывал, как гнали всех между рельсами. Кто падал из-за давки, его расстреливали. По словам отца, так расстреляли моего деда. Я его и не увидел», – говорит с сожалением Ахмад Бостанов.

Таких историй очень много, добавил житель Черкесска. «И я никогда не забуду эту трагедию, и мои потомки будут помнить», – заключил он.

Кемал Урусов: эта трагедия нас объединяет

Карачаевский активист Кемал Урусов (фото с его страницы в ФБ)

Карачаевский народ помнит трагические события, связанные с депортацией, говорит карачаевский активист Кемал Урусов.

«Несомненно, эта трагическая дата в истории карачаевцев объединяет мой народ. Мы помним и чтим память о жертвах трагедии», – говорит он. — Испытываю особую гордость за присущие карачаевцам силу воли и стойкость духа, которые во многом помогли преодолеть моим соотечественникам все трудности, связанные с депортацией в годы войны».

По словам карачаевского активиста, народ без истории – это народ без будущего. «И все это надо напоминать не для разжигания розни, а лишь для того, чтобы в будущем не повторять ошибок в отношении друг друга», – отметил Урусов.

Артур Байчоров: благодарны тем, кто встречал на перроне вернувшихся из Азии карачаевцев

Карачаевский активист Артур Байчоров (фото с его страницы в ФБ)

3 мая вызывает у карачаевцев, в том числе и у меня, неоднозначные чувства, говорит другой карачаевский активист Артур Байчоров.

«Этот день – большой праздник для нас, но в то же время мы помним, через что прошел наш народ, чтобы дожить до этого дня. В то время, как отцы, братья и сыновья проливали кровь на фронте, стариков, женщин и детей отвезли и выбросили как мусор на земли, где их никто и не ждал. Кстати, если вспомнить о героизме карачаевского народа, то во время Великой Отечественной войны самое большое количество героев СССР на душу населения было у карачаевцев», – напомнил Артур Байчоров.

По его словам, карачаевский народ пережил страшное, многие умирали от голода и болезней в Средней Азии.

«Было много и тех, кого расстреливали, когда они возвращались с фронта. Слышал от старших, что за голову карачаевца, вернувшегося с фронта на родину, в то время платили 100 рублей и больше. Но те, кто выжили, не теряли надежды вернуться на свою родину и через 14 лет «существования» в изгнании они добились этого. Мои родители родились в средней Азии, и я слышал много рассказов о том тяжелейшем промежутке жизни моего народа. Можно много говорить о тех ужасных временах, но сегодня для нас это праздник и мы счастливы, что живем на своей земле!» — сказал он.

Артур Байчоров говорит, что карачаевцы благодарны всем тем, кто встречал на перроне вернувшихся из Азии и радовался их возвращению. «Дай Бог, чтобы пережитая карачаевцами депортация, а также балкарцами, чеченцами, ингушами и крымскими татарами, больше никогда никого не коснулась», – заключил карачаевский активист.

Статья написана по материалам сайтов: www.riakchr.ru, docbaza.ru, kavpolit.com.

»

Это интересно:  Реадмиссия и депортация отличие 2020 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector